Цели: в игровой
форме повторить и закрепить фактический материал по теме «Россия в XVII веке»;
проверить знания детей, познакомить их с новыми интересными фактами из истории
России; продолжить формировать умения и навыки анализировать, обобщать, делать
выводы, работать с картой, документами, самостоятельно работать с
дополнительной литературой.
Задачи: воспитывать
умение работать в команде, слышать и слушать других, чувство ответственности; воспитывать
интерес к исторической науке, историческим личностям.
Оформление класса: на доске название викторины,
начерченное табло для счета. 
Оборудование: карточки с заданиями, доска, мел,
сладкие призы.
Данное мероприятие
рассчитано на 40мин. В мероприятии участвуют 2 команды. Участники (команды)
выбирают капитана команды.
     
Мероприятие проводится в классе.
     
Игра заключает в себе 9 туров.
     
В конце игры подсчитываются очки и распределяются места между командами.
Ход мероприятия.
Учитель: Здравствуйте! Сегодня мы собрались на игру, которая посвящена теме "Россия в XVII веке". В
этой четверти на уроках истории мы прошли темы касающиеся данной эпохи, и
теперь проверим, насколько хорошо вы усвоили пройденный материал. Разделитесь
на команды и выберите своих капитанов.     Итак,
викторина будет проходить в 9 этапов. После прохождения каждого тура команда
зарабатывает определенное число баллов.
1 тур
«Основные
сословия Российского общества»
Тестовые задания с выбором ответа.
Команда, которая быстрее и правильно выполнит задания,  получает 3 балла.
1. Основную массу населения в XVII веке составляли
     а) крестьяне
    
б) дворяне
    
в) посадские люди
    
г) казаки
2. Крестьяне платили в пользу
феодалов:
    
а) десятину
    
б) арендную плату
    
в) оброк
    
г) барщину
3. Военное сословие, в котором
числилось население ряда окрестных местностей России:
    
а) Духовенство
    
б) Дворянство
    
в) Крестьянство
     г) Казачество
2 тур
«Политическое
развитие страны»
Дайте определение (проверяется знание
терминов). За каждый правильный ответ – 1 балл.
1.     Волость – это…
2.     Самодержавие – это…
3.     Крепостничество – это…
3 тур
«Власть и
церковь. Церковный раскол»
Тестовое задание с выбором нескольких
вариантов ответа. Команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание,  получает 4 балла.
1. Для старообрядчества было
характерно:
        а) принятие церковной реформы Никона
        б)
фанатическая преданность старине
        в)
неприятие нового, иноземного
        г) осуждение деятельности Аввакума
      
 д) негативное отношение к светским знаниям
        е) выполнение повинностей в пользу
церкви
      
ж) отказ от общения с
последователями Никона
4 тур
«Народные
движения в XVII веке»
Учащимся задается вопрос. На
подготовку отводится 1 минута. Команда, назвавшая более полный и правильный
ответ получает 5 баллов.
Вопрос: перечислите основные причины
восстаний в XVII веке.
5 тур
Конкурс
капитанов
Капитанам предлагается за время
выполнения командами следующего задания решить кроссворд (Приложение 1). За
каждый верный ответ  1 балл.
6 тур
«Внешняя
политика России в XVII веке»
Тестовое задание. Учащимся
предлагается соотнести дату и событие, произошедшее в это время. За правильный
ответ – 3 балла.
Соотнесите дату и событие:

 1. Смоленская война                                а) 1676-1681гг.
1. Смоленская война                                а) 1676-1681гг.
2. Русско-турецкая война                        б) 1632-1634гг.
 3. Русско-польская война                        в) 1654-1667гг.
3. Русско-польская война                        в) 1654-1667гг.
7 тур
«Культура
России в XVII веке»
Тестовые задания с выбором ответа.
Команда, которая быстрее и правильно выполнит задания,  получает 3 балла.
1. Славяно-греко-латинская академия
была создана в:
   
а) 1686г.
    б) 1687г.
   
в) 1678г.
   
г) 1688г.
2. 
Первый «Чертеж реки Амур» составил:
   а) Е.П. Хабаров
  
б) С.И. Дежнев
  
в) В.Д. Поярков
  
г) М.В. Стадухин
3. Выдающимся мастером живописи в XVII веке был:
   
а) Б. Огурцов
   
б) В.Д. Поярков
    в) С. Ушаков
   
г) М.В. Стадухин
8 тур
«Сословный
быт России»
Анализ текста. Учащимся выдается
карточка с текстом. За 2 минуты они должны прочитать текст и ответит на вопрос:
какими повседневными делами занимался царь и его приближенные. За правильный и
полный ответ – 5 баллов.
День в государевом дворце.
Из книги историка И.Е. Забелина «Домашний быт русского народа»
Царь Алексей Михайлович держал во
дворце стариков, имеющих по сто лет от роду. Они повествовали о событиях,
проходивших на их памяти. В числе их были и юродивые. Богомольцы певали
государю духовные стихи, сказки и былины.
В числе любимых развлечений государя
была игра в шахматы.
В дворовом штате состояли
дураки-шуты, карлы и карлицы. Они пели песни, кувыркались. Зимою цари любили
смотреть медвежье поле, бой охотника с диким медведем. Раннею весною, летом и
во всю осень часто выезжали в окрестности Москвы на соколиную охоту. Эта потеха
изменяла обыкновенный порядок дня. Лето государь проводил в загородных дворцах.
Зимою он хаживал иногда сам на медведя, на лося, охотился за зайцами.
9 тур
«Предпосылки
петровских преобразований»
Учащимся предлагается прослушать
текст и узнать о каком историческом деятеле идет речь. За каждый правильный
ответ – 2 балла.
1.             
Псковский
дворянин. Был одним из самых известных политических деятелей России XVII века. Поступив на военную службу в
17 лет, он со временем стал не только полководцем, но и крупным дипломатом. В
1656 году подписал союзный договор с Курляндией, а в 1658 году – крайне
необходимое для России перемирие со Швецией. (А.Л. Ордин-Нащокин)
2.             
Князь.
Был фактическим правителем России в период регентства царевны Софьи. При его
поддержке в Москве было открыто Славяно-греко-латинское училище. Была отменена
смертная казнь за «возмутительные слова» против власти. Принимались указы,
вводившие европейские формы быта. (В.В.
Голицын)
3.             
Хорватский
дворянин. В 1659 году прибыл на службу. Зная около десятка иностранных слов, он
состоял на службе переводчиком в Посольском приказе, а затем в Приказе Большого
дворца. Выступал за введение в России европейской системы образования. (Ю. Крижанич)
В конце игры подсчитывается общее
количество баллов, выявляются победители. Проходит награждение.
Приложение 1
| 
1. | ||||||||||||||||||||
| 
2. | ||||||||||||||||||||
| 
3. | 
4. | |||||||||||||||||||
| 
5. | ||||||||||||||||||||
| 
6. | ||||||||||||||||||||
| 
7. | 
8. | |||||||||||||||||||
| 
9. | ||||||||||||||||||||
| 
10. | ||||||||||||||||||||
По горизонтали: 
- Принудительный труд крестьян в пользу феодала
- Административно-территориальная единица, часть
     уезда
6. Монархическая
форма правления, основанная на 
неограниченной власти царя
7. Последователи
церковных деятелей, не принявших реформу Никона
10. Отделение
старообрядцев от официальной церкви
По вертикали:
- Наиболее тяжелая форма зависимости крестьян
- Административно-территориальная единица, несколько
     их составляет уезд
- Обиходное название старшего православного
     священника
8. Усиление
светских начал в культуре
9. Керамические
плитки для облицовки стен, печей и т.д.
 
 
Комментариев нет:
Отправить комментарий