Я – учитель! Еще с
детства эти слова много значили для меня. Я любила рассаживать игрушки,
выдавать им чистые листы, карандаши, переворачивать деревянный стол, как-будто
школьную доску, и писать диктанты за всех моих зверят. Затем брать ручку с
красной пастой – проверять и, самое
любимое, выставлять оценки. Я нарочно делала ошибки и с удовольствием их
исправляла. Когда младший брат подрос, научился читать и писать, – роль моего
ученика выпала на его долю. Ходить в школу я любила всегда. Еще в начальных
классах, зимой, в морозы, вскакивала раньше мамы, включала радио и слушала –
отменят занятия или нет… И уж если уроки отменяли, – от моих рыданий просыпался
весь дом.
Немалую роль в выборе
профессии сыграли и мои учителя. В голове до сих пор остался образ очень
светлой доброй и понимающей, в меру строгой первой учительницы, – Ольги
Николаевны. Затем в средней и старшей школе – учитель истории Попова Евгения Георгиевна.
Именно благодаря ее урокам я выбрала свой предмет.
Я очень хорошо помню,
будто кадр из фильма, классный час в пятом классе. Мы вставали по очереди,
рассказывали, кем хотим стать в жизни. Как вы думаете, что я ответила?
Конечно! Учителем!
В подростковом возрасте
на место этого желания в выборе профессии приходили и другие: юрист, экономист,
работник дипломатической сферы и даже
космонавт. Однако детская мечта нашла способ напомнить о себе. В 2006 году я
поступила в Тобольский педагогический институт имени Д.И. Менделеева.
Сразу после его
окончания, в 2011 году, я попала в Гимназию имени Н.Д. Лицмана, где меня очень
тепло приняли. Мой наставник, Ирина Викторовна Филатова, во всем мне помогала и
поддерживала в те трудные минуты, когда руки опускались и хотелось все бросить.
Сейчас подобные мысли меня уже не посещают. Первые самостоятельные уроки, горящие глаза
моих пятиклашек, походы, балы, спектакли… За эти пять лет было многое! И я
уверена - будет еще больше!
Так почему же именно
профессия учителя с детства влекла меня к себе и почему сейчас, несмотря на все
сложности, я осталась верна ей и ни на минуту не пожалела о своем выборе?!
У С. Соловейчик есть
такое высказывание: «Учитель – не посредник между миром и детьми. Нет, он на
стороне детей. Он вместе с ними и во главе их. Его цель – не дети, как все
думают. А мир, который он улучшает вместе с детьми. Цель воспитания – не в
воспитании. Не в «целенаправленном воздействии», а, в общем, вместе с детьми
улучшении общей жизни…»
Действительно, у современного общества есть
свои требования к подрастающему поколению – инициативность, патриотизм, умение
ставить и достигать свои цели. Не остались в стороне и «добрые и вечные»
качества личности: искренность, доброта, умение слушать и видеть прекрасное вокруг.
Ребенок, его личность формируется с самого рождения. И на это развитие оказывают влияние, несомненно, и педагоги. Наша задача
– донести до детей, до их разума и сердца, что только благодаря им, их
стремлениям, наше общество сможет выйти на новый уровень жизни. Помочь понять
ученикам, что именно они, способные, активные, знающие, умеющие учиться и
постигать новое и неизведанное, – наше будущее!
Свои требования
государство предъявляет и к педагогам. В своей речи Ольга Юрьевна Васильева,
министр образования РФ, подчеркивает: «Приоритетным … является учитель,
потому что без учителя все остальное невозможно, я сама педагог. Так вот,
именно учитель с большой буквы – это от него зависит наше с вами будущее,
потому что сегодня дети, завтра – народ».
На педагогов возложена миссия
подготовить учеников не просто к жизни в обществе, но и к тому, чтобы это
общество создавать и двигать вперед. Педагог в современном понимании уже не
тот, кто дает знания по предмету – история, биология, математика… Педагог – это
тот человек, который своей деятельностью, своим примером, новейшими приемами и
методами сможет дать государству выпускника творческого, нацеленного на успех и
результат во благо себя, своих родных и, конечно же, нашей Родины – России.
Особо хотелось бы отменить, что в
наше время изменения претерпевает и сам предмет «История». Это уже не просто
сборник фактов о царях, бунтах, законах и реформах. Сейчас история - сфера, без
которой невозможно воспитание цельной личности. Не зря появляется новый
историко-культурный стандарт, который уже сегодня мы используем в обучении на
уроках истории. В данном документе
внимание уделяется принципиальным оценкам исторического прошлого нашей
страны, «трудным вопросам» истории, по которым существует значительное
количество мнений (например, норманнская и антинорманнская теории).
Для чего нужны эти изменения? И
почему я как учитель истории поддерживаю эти нововведения? Во-первых, создаются
условия для получения выпускниками прочных объективных знаний по истории
России; во-вторых, мы изучаем отечественную историю не в отрыве от мировой, а в
совокупности с ней.
Изучение прошлого нашей страны невозможно
без изучения наследия тех народов и тех территорий, которые находились и
находятся в составе Российской Федерации в настоящее время. Сегодня больше
внимания уделяется не политическим или социальным событиям, а личностям,
которые принимали непосредственное участие в этих событиях. Такой подход
сочетается с личностно-ориентированным обучением, когда ребенок может на уроке найти
пример для подражания (например, Александр Васильевич Суворов, выдающийся
российский полководец, не пасовавший перед трудностями и деливший со своими
солдатами все тяготы походной жизни).
XXI век
по-новому, более уверенно и твердо поставил вопрос о патриотизме гражданина
России. Новая концепция исторического образования имеет цель - воспитать чувство гордости за свою страну, за ее роль в мировой
истории, с одновременным пониманием того, что в историческом прошлом России
были огромные достижения и успехи, но также ошибки и просчеты.
Чтобы
находиться на одной волне с современными требованиями и идеями, педагог должен
постоянно совершенствоваться и развиваться. Еще Конфуций, великий китайский
мыслитель говорил: «Учитель и ученик растут вместе...». Для того чтобы давать актуальные знания,
педагогу необходимо находить новые открытия в своем предмете. Чтобы прививать ученику
нравственные личностные качества, учителю стоит развивать их и в себе. Разве
можно научить тому, чего сам не чувствуешь и не знаешь? Я думаю – нет.
Я – учитель! И в
профессию я пришла благодаря любви к детям и желанию научить их мыслить,
понимать, слушать, любить и мечтать.
Закончить хотелось бы
словами российского педагога Ш.
Амонашвили: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой,
богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и
сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах».
Комментариев нет:
Отправить комментарий