4 ноября 2016 г.

Внеклассное мероприятие "Счастливый случай"

Цели:. Вызвать интерес к предмету и способствовать качествен­ному усвоению фактического материала.
Задачи: 1. Сформировать чувства партнерства наряду с чувствами индивидуализма;
2.     Создать ситуацию концентрации внимания у детей и быстрого реагирования;
3.     Выявить степень  усвоения пройденного материала и уровень интеллекта учащихся;
4.     Продолжить развитие мышления и логики у учащихся.
Оформление: на доске написано название игры, цветным мелом нарисовано табло для записи заработанных очков. Призы запакованы в ярких, праздничных упаковках.
Оборудование: кубик (сделанный из большой картонной коробки, обклеенный со всех сторон цветным скотчем), сладкие призы, медали в форме подковы. Часы, карточки с заданиями, листы бумаг (А4), ручки.
Форма: интеллектуальная игра
В игре принимают участие три команды по 6 человек в каждой. Участвующие команды имеют свое название. Игра проводится в 4 гейма. До начала игры разыгрывается, какая из команд начнет отвечать первой. В конце каждого гейма счетная комиссия объявляет итоговый результат каждой комиссии.


Ход игры
Ведущий. Добрый день! Сегодня у нас в программе игра «Счастливый случай». У нас в гостях две команды, давайте поприветствуем их. Итак, пожалуй, начнем. Приступим к 1 гейму.
Каждая команда поочередно бросает игровой кубик (кубик сделан из большой картонной коробки, обклеенный со всех сторон цветным скотчем). На четырех гранях кубика нанесены единицы, на одной грани кубика нарисован ноль, ещё на одной – подкова. Если на верхней грани кубика выпадает единица, то за правильный ответ на вопрос, заданный ведущий, команда получает 1 балл, если выпадает подкова – это означает, что команде повезло, у нее «счастливый случай» и за правильный ответ на тот же вопрос она может получить 3 балла, но если выпадает ноль – это означает переход хода. В процессе первого гейма каждая команда кидает кубик 7 раз.

Вопросы первого гейма:
1. В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге? (Бумага и фарфор были изобретены в Китае.)
2. Когда в Древней Греции никто не воевал? (В период Олим­пийских игр.)
3. В какой библиотеке были несгораемые книги? (В библиотеке столицы Ассирии Ниневии были глиняные книги.)
4. Когда вулкан помог людям? (В период восстания Спартака гладиаторы спрятались на вершине вулкана Везувий, а потом по отвесной скале спустились на веревках, сплетенных из лоз дикого винограда, который там рос.)
5. Когда войну выиграла всего одна лошадь? (Троянский конь один сделал  то, что в течение долгого времени не смогло сделать целое войско.)
6.В каких странах были длинные стены? (В Китае - Великая Китайская стена; стены, соединяющие афинский порт Пирей с Афинами.)
7. Когда в истории в особом почете была обувь? ( Крестьянская война в Германии в 1525 г., когда восставшие шли под знаменем, на котором был начертан деревенский башмак. Восстание так и стаю называться «Под знаменем башмака». )
8. Когда и кем открыто восхвалялась глупость? (В книге сред­невекового ученого Э. Роттердамского «Похвальное слово глупо­сти».)
9. Где и когда самые мирные домашние животные вдруг «по­жирали людей»? (В Англии в период огораживания возникла пого­ворка «овцы пожирали людей».)
10. Кто «основал» государство, которого никогда не было? (Томас Мор описал    не существовавшее государство «Утопия».)
11. Каково расстояние между Царьградом и Константинопо­лем? (Это разные названия одного города.)
12. Как называются цифры, которыми мы пользуемся? Где их изобрели? (В обиходе мы пользуемся цифрами, которые были изо­бретены в Индии, а в Европу они пришли с арабами, поэтому полу­чили название «арабские».)
13. Кто из правителей Англии оказывал покровительство пира­там и работорговцам? (Елизавета I.)
14. Кто был изобретателем печатного станка? (Иоганн Гуттенберг.)
15. По какой лестнице никто никогда не ходил? (По феодальной.)
16. Когда в истории воевали цветы? (В Англии, междоусобная война между феодальными родами Белой и Алой розы.)
17. Как называлась самая продолжительная война в мире? (Столетняя война между Англией и Францией 1337-1453 гг.)
18. Кто первый из европейцев морским путем достиг берегов Индии? (Васко да Гама.)
19. Как называлось восстание крестьян во Франции по самому распространенному мужскому имени? (Жакерия.)
20. Кому принадлежат изречения: «Государство - это я», «Прав у подданных нет, есть лишь одни обязанности?» (Людовик XIV.)
21. Под чьим руководством была снята осада англичан города Орлеана?
(Жанны д' Арк.)

Ведущий: Ну что ж, закончился первый гейм. Судьи выставляют оценки, а мы переходим ко второму гейму.


2-й гейм «Заморочки из бочки»

Ведущий выносит на подносе 6 разноцветных пронумерованных бочонков. Тянуть бочонки начинает команда, у которой на данный момент меньше очков. Ведущий зачитывает команде вопрос, номер которого указан на бочонке. При правильном ответе на вопрос команда получает 2 балла.

1.  Ян Гус и римский папа были противниками или союзника­ми? (Противниками.)
2. Как назывался по-древнеславянски хлеб? (Жито.)
3. Каждые 10 тыс. воинов назывались у монголов «тьмою», а во главе их стоял... (Темник.)
4. Система мер правительства Ивана Грозного, направленная на укрепление самодержавия и дальнейшее закрепощение кресть­ян? (Опричнина.)
5. Верхняя одежда на Руси, называвшаяся заимствованным у татар словом. (Армяк.)
6. У какого русского города был «злой характер»? (У Козель­ска, татары-монголы прозвали его «злым городом» за отчаянное сопротивление, оказанное им в течение 11-ти недель.)

Ведущий. Команды справились с заданием. А теперь вас ожидает 3 испытание.

3-й гейм «Игра со зрителем»

Перед началом гейма проводится игра со зрителями. Им предлагается не сколько вопросов. Зритель, угадавший задания получает приз.
Например, такие задания:
1. Откуда произошло слово «брюки»? (Шерсть и сукно, из которых шилась эта одежда, производились в городе Брюгге.)
2. Какой кровеносный сосуд является столицей европейского государства? (Вена.)
3. Какую фамилию носил Петр I? (Он из рода Романовых.)
4. 0 ком говорят, что он остановил Солнце и сдвинул Землю?
( Учение Николая Коперника перевернуло представление о мире. До этого считалось, что все планеты, в том числе и Солнце, враща­ются вокруг Земли).
5. Какой город «стоит обедни»? (Генрих IV так сказал о Па­риже, когда переходил из одной веры в другую, чтобы получить престол.)
6. Что такое «греческий огонь»? (Горючая жидкость, кото­рую византийцы использовали в сражениях против арабов и славян.)
7. Какой русский царь любил плотничать? (Петр I.)
8. Какая ракета мчалась со скоростью 6-8 км/ч? (Первый па­ровоз, изобретенный Стефенсоном, назывался «Ракетой», его скорость и была первоначально 6-8 км/ч.)
9. Кто был королем «денежных мешков»? (Луи Филипп во Франции выражал интересы финансовой буржуазии.)
10. У каких людей были круглые головы? (Сторонники парла­мента в Англии в 1642 г. одевались просто, не носили париков, и их прозвали за это «круглоголовыми».)

Если зрители не знают, то ответить могут на эти вопросы команды. Начинает отвечать та команда, капитан которой быстрее поднимает руку. Если команды отвечают неправильно, разрешается ответить другой команде, но уже на бал ниже (максимальный 5 балов).

Ведущий. Отлично. А теперь перейдем к 4 гейму.

4-й гейм «Гонка за лидером»
Каждой команде подряд задают 20 вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если в течение 3-х секунд после прочтения вопроса команда не дает никакого ответа, ведущий зачитывает правильный ответ и задает следующий вопрос. Ведущий начинает задавать вопросы той команде, у которой меньше очков.
Вопросы для первой команды:
1. Кто и о ком сказал: «Он шел на моем левом фланге, но был моей правой рукой»? (А. В. Суворов о М. И. Кутузове после взятия Измаила.)
2. Кого из русских царей прозвали «Миротворцем»? (Алексан­дра II.)
3. Два исторических деятеля жили в одной стране, в одном ве­ке, стали национальными героями своей страны и имели одинако­вые имена. Кто это? (В Чехии в XV в., Ян Гус и Ян Жижка.)
4. Когда Русью правил «денежный мешок»? XIV веке -князь Иван Данилович по прозвищу Калита, т. е. «денежный мешок».)
5. Когда в военной истории опасность представляла свинья? (В Ледовом побоище войска немецких рыцарей были построены грозным клином - «свиньей».)
6. Как проехать из Дерпта в Юрьев? (Разные названия одного города.)
7. Какую станцию железной дороги в России называют по имени отчеству? (В Сибири станция «Ерофей Павлович» названа в честь русского землепроходца Ерофея Павловича Хабарова.)
8. Как по-славянски называлась община? (Вервь.)
9. Кого из русских царей прозвали «Тишайший»? (Алексей Михайлович.)
10. Кто был назван «бунтовщиком хуже Пугачева»? И за что? (Н. А. Радищев за книгу «Путешествие из Петербурга в Москву».)
11. Как назывался журнал, главным редактором которого явля­лась Екатерина II? («Всякая всячина».)
12. Где и когда можно было встретить «псов господних»? (Так называли членов ордена иезуитов, основанного в 1540 г. испанским дворянином Игнатием Лойолой. Они появились и в Европе.)
13. Когда в истории в особом почете была метла? (В России в XVI в. при Иване Грозном в период опричнины. Отличительным знаком опричника были собачья голова и метла, что значило: как собака вынюхивает врагов и выметает их метлой.)
14. Кто правил раньше: Генрих IV Бурбон или Генрих VII Тю­дор? (Генрих VII Тюдор правил в Англии в 80-е годы XV в., а Генрих IVБурбон - во Франции в 70-е годы XVI в.)
15. Когда в России правил Кровавый царь? (Николай II, в 1894-1917 гг. Его прозвали так за событие 9 января 1905 г., I мировую войну, события на Ходынском поле, связанные с его коронацией.)
16. Правитель, какого огромного по территории государства жил в «сарае»? (Столица государства хана Батыя находилась на Волге и называлась Сарай-Бату.)
17. Где жили «грызуны» и «оборванцы»? XVI в. во Франции было восстание кроканов, или «грызунов». «Оборванцами» называ­ли гезов  в период нидерландской буржуазной революции XVI в.)
18. Что такое «арабески»? (Арабский орнамент из геометриче­ских фигур, листьев, цветов.)
19. Два исторических деятеля России были земляками, имели одинаковую судьбу. Их разделяет период в сто лет. Кто это? (С. Т. Разин и Е. И. Пугачев. Оба родом из Зимовейской станицы на Дону. Разин был предводителем крестьянской войны в России в конце XVII в., Пугачев был предводителем крестьянской войны в России в конце XVIII в. Оба казнены в Москве.)
20. В какой стране законодательный орган был самым длин­ным? (Долгий парламент в Англии.)
Вопросы для второй команды:
1. Кто сказал эти слова: «Минералы сами на двор не прихо­дят»? (М. В. Ломоносов.)
2. Что означает выражение «Зарубить на носу», какова его ис­тория? (Нос - это памятная дощечка, бирка для записей. Ее носили с собой и делали зарубки на память. Означает «запомнить надолго» ).
3. В честь, каких важных исторических событий построены Храм Василия Блаженного и Христа Спасителя? (Храм Василия Блаженного - в честь взятия Казани и присоединения к России 2 октября 1552 г., а Храм Христа Спасителя - в честь победы рус­ских войск в Отечественной войне 1812 года.)
4. Кому и где поставили памятник «Благодарная Россия»? (В Москве на Красной площади стоит памятник скульптора И. П. Мартоса в честь князя Д. М. Пожарского и гражданина К. Минина. На памятнике указано, что его воздвигла «благодарная Россия» ).
5. Когда и где заваривали чай прямо в море? ( В 1773 г. англий­ские купцы привезли в Бостон, английскую колонию в Северной Америке, большую партию чая, который был обложен парламен­том особым налогом.  Бостонцы, переодетые индейцами, напали на корабли и выбросили чай прямо в море. Событие вошло в исто­рию под названием «бостонского чаепития».)
6. Против кого воевали луддиты? (Луддитами называли раз­рушителей машин в Англии, следовательно, они воевали против машин и оборудования, установленного на капиталистических предприятиях.)
7. Чай, кофе, табак, кукуруза. Что объединяет эти предметы? (Все они проникли в Европу из Нового Света, считались в Европе «колониальными» товарами.)
8. В какой стране жили «бешеные»? (Во Франции в период Ве­ликой французской революции. В 1793 г. сторонники крайних мер, руководимые Жаком Ру, были прозваны жирондистами «бешеными».)
9. Советский поэт К. Симонов писал в стихотворении, что битва произошла
«на голубом и мокроватом Чудском потрескивавшем льду в шесть тысяч семьсот пятидесятом от сотворения году».О какой битве он писал? Почему лед был «мокроватый»? Когда произошла эта битва? Почему поэт указывает другую дату? (Речь идет о Ледовом побоище,  которое произошло на Чудском озере.  Лед был уже немного подтаявший, так как была весна. Битва со­стоялась 5 апреля 1242 г. по летоисчислению, принятому в России при Петре I. До этого в России счет лет велся от «сотворения мира»,  по старому летоисчислению и указана дата сражения.)
10. Национальный гимн Франции был сочинен в одном городе, а свое название получил по имени другого города. Почему так по­лучилось? Где и кем сочинен этот гимн? Как он называется? (В пе­риод Великой французской революции офицер Руже де Лилль в г. Страсбурге за одну ночь сочинил революционную песню. Впервые его исполнил отряд, выступивший из города Марселя. Песня по­нравилась, получила распространение, ее запела вся страна. По имени города, откуда она стала известна, песня получила название «Марсельеза». Она стала национальным гимном Франции. У .С.  Цвейга есть новелла об истории создания «Марсельезы»,  назы­вается она «Гений одной ночи».)
11. Кто сказал: «Каждый воин должен понимать свой маневр. Воюют не числом, а умением»? (А. В. Суворов «Наука побеждать».)
12. Что означает выражение «Кричать во всю ивановскую», ка­кова его история? (В Московском Кремле у колокольни Ивана Вели­кого была Ивановская площадь. На ней во всеуслышание объявля­лись народу все важные государевы указы. Употребляется в смысле осуждения, когда человек разговаривает слишком громко).
13. Что общего между названием американского бального тан­ца и восстанием североамериканских колоний против английских налоговых обложений? (Американский вальс называется «бос­тон», восстание североамериканских колонистов получило назва­ние «бостонское чаепитие».)
14. Кто сказал: «Создание своей собственной промышленности -это есть коренная не только экономическая, но и политическая за­дача»? (С. Ю. Витте.)
15. Как называлась столица древлян, сожженная княгиней Оль­гой в качестве мести за убийство ее мужа князя Игоря? (Искоростенъ.)
16. Что означало на Руси слово «кутафья»? (Так называли не­ряшливо одетую женщину на Руси.)
17. Что такое «сулицы»? XIII в. один из элементов мета­тельного вооружения русских воинов, который часто упоминает­ся в летописях.)
18. Кто такие были «отроки» в Древней Руси? (Младшие члены дружины князя.)
19. О ком А. С. Пушкин сказал: «Властитель слабый и лукавый. Плешивый щеголь. Враг труда. Нечаянно пригретый славой», а Вя­земский: «Сфинкс, неразгаданный до гроба ...»? Кого они имели в виду? (Александра I.)
20. Как называлась политика большевиков в годы гражданской войны? («Военный коммунизм».)
Вопросы для третьей команды:
1. Что означает выражение «Тарабарская грамота»? (Особым,  секретным способом написанное письмо, употреблялось в тайной переписке ХН-ХШ вв. В XIX в Тарабарской грамотой пользовались должностные лица, в более позднее время - старообрядцы. Озна­чает «говорить на непонятном для большинства языке».)
2. Как звали царя в России, правившего между династиями Рюриковичей и Романовых. (Б. Годунов, 1589-1605 гг.)
3. Что общего между природным явлением, романом И. Эренбурга и правлением Н. Хрущева. (Они имеют общее название «оттепель», т. е. временное потепление, смягчение политического режима: развенчание культа личности Станина, реабилитации репрессированных и т. д.)
4. Кто такие диссиденты? (Люди, выступавшие за соблюдение прав человека, демократизацию общественно-политической жиз­ни в СССР в середине 1960-1980 годов.)
5. Какая птица на Руси с незапамятных времен стала символом отваги и удали? (Сокол.)
6. Какого цвета был первый военно-морской флаг в России? (Красно-бело-синий.)
7. Каких «экзотических» животных Петр I успешно выставил под Псковом против шведской конницы? (Верблюдов.)
8. Кто такая кавалерист-девица? (Надежда Дурова - участни­ца Отечественной войны 1812 г.)
9. Кто первыми совершили беспосадочный перелет через Се­верный полюс из Москвы в Портланд (США)? (Экипаж: самолета Героев Советского Союза В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова и А. В. Белякова в 1937 г.)
10. Когда впервые в ходе Великой Отечественной войны был дан салют победителям?  (5 августа 1943 г. Москва впервые салютовала победителям артиллерийскими залпами. С этого времени каждая крупная победа отмечалась салютом в столице.)
11. Чем знаменит Дом Пашкова? (Известный русский зодчий 2-й половины XVIII в. В. И. Баженов построил в Москве частный дом, в котором с 1861 г. была размещена первая в Москве публич­ная библиотека.)
12. В одном источнике указано: «Бородинское сражение нача­лось рано утром 26 августа 1812 года». Французский историк Рамбо, описывая сражение при Бородине, писал: «7 сентября 1812 г. бой завязался в 5 часов утра». Как объяснить это расхождение в источниках? Кто прав? (Оба источника правы, даты в одном слу­чае указаны по старому стилю, в другом - по новому.)
13. Какой период русской культуры Н. А. Бердяев в своей рабо­те называет «Русский культурный ренессанс»? (Серебряный век.)
14. Что означает выражение «Сарынь, на кичку!»?  (Клич при захвате судов. Сарынь - это голытьба. Кичка - передняя часть судна. Грабя богатых, разбойники на Волге и других реках не тро­гали бедноту. Означает «отойти в сторону, затаиться, не вме­шиваться».)
15. Какое животное служило верховой лошадью в шведской армии в XV в., а затем - курьером и полицейским? (Лось.)
16. Какие исторические события запечатлены в картинах Сури­кова В. И. «Боярыня Морозова» и «Утро стрелецкой казни». (Цер­ковный раскол 1653-1656 гг. Расправа Петра I с бунтовавшими стрельцами в 1698 г.)
17. Чем «урочные лета» отличались от «заповедных лет»? («Урочные лета» - сроки, в течение которых владелец земли мог возвратить покинувших его крепостных крестьян. «Заповедные лета» - сроки, в течение которых временно запрещался крестьян­ский переход от одного хозяина к другому в Юрьев день.)
18. Как в России называлась первая печатная книга, вышедшая в 1564 г.? («Апостол», напечатана Иваном Федоровым.)
19. Кто такие Барма и Постник, и чем они знамениты? (Архи­текторы «Храма Василия Блаженного» или Покровского собора «нарву» в Москве.)
20.«Диктатурой сердца», «бархатной диктатурой», «политикой пушистого хвоста и волчьей пасти» называли современники внут­риполитический курс... Кого? (М. Т. Лорис-Меликов.)

Ведущий.  Замечательно. А теперь, жюри подведет итоги.
Спасибо командам за участие в игре. До новых встреч.
В конце 4-го гейма подсчитывается общий итог игры. Все команды в соответствии с набранными баллами получают призы (сладкие). Победители получают медали в форме подковы.

Вывод:  Данное мероприятие особо ценно тем, что прививает детям любовь и уважение к истории. Также мероприятие повлияло на совершенствование межличностных контактов в классном коллективе. Важна и его познавательная значимость. Также данное мероприятие способствовало расширению кругозора учащихся, появлению у них новых знаний.
В подготовке и проведении мероприятия учитывались возрастные особенности учащихся. Мероприятие было очень полезным для школьников в плане расширения имеющихся у них знаний и для студента, которому удалось лучше узнать своих учеников и их психологические особенности.

Список используемой литературы:
1.     Куроптева В.А. Загадки для школьников. М., 2003г.

2.     Алавасин Т.П. Краткие факты мировой истории. Спб., 2007г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий