XIX век… Каждый из нас хотя бы раз мечтает
побывать в этом времени. Золотой век русской истории, русской культуры и
русской литературы.
Балы, красавицы, лакеи, юнкера
И вальсы Шуберта, и вкус французской
булки…
Русские дворяне… Как они жили,
как любили? О чем думали, мечтали, к чему стремились?
Говоря
о нраве и быте русского дворянства в первой половине 19 века, нельзя не
отметить ту разницу, которая существовала между петербургским, московским и
провинциальным дворянством.
Принадлежность
человека к дворянской культуре всегда обязывала к определенным правилам
поведения, нормам, принципам чести и даже к особому стилю одежды. В первой
половине XIX в. в дворянской среде наметился новый этап культурного развития.
На смену сложенным годами традициям стали приходить новые, поступившие с Запада
веяния моды, идеи европейского Просвещения. Настало время поисков «европейских»
альтернатив дедовским нравам . Между делами, охотой, устраивали приемы и балы, заниматься
воспитанием детей нанимали гувернеров. Планировка дома не отличалась особой
оригинальностью. В усадебном доме помимо непременного наличия спален, гостиной,
кухни, кладовых, стали появляться библиотеки. Библиотеки собирались годами, в
них были произведения разного жанра от книг по архитектуре и приключенческих
романов до Вольтера и Августа Лафонтена, также в моду вошли «Записки о
воспитании», которые писали отцы для своих детей 2 . На такой литературе было
воспитано несколько поколений молодых дворян, книги перечитывались по несколько
раз всей семьей.
Для дворянина практически все время, свободное от
служебных дел, превращалось в досуг. Имея такой неограниченный досуг, первое
сословие располагало наиболее благоприятными условиями для трансформации и пересмотра
не только всех прежних его форм, но и радикального изменения соотношения между
государственной и частной жизнью в пользу последней. Досуг с XVIII века
приобретал статус, которого ранее никогда не имел. Этот процесс шел параллельно
с утверждением светского характера всей культуры и постепенного вытеснения (но
не уничтожения) сакральных ценностей мирскими. Досуг приобретал все большую
очевидную ценность для дворянина по мере утверждения светской культуры.
Основные формы этого досуга были изначально в XVIII веке заимствованы, а затем
в XIХ веке переведены на язык собственной отечественной культуры. Заимствование
западноевропейских форм досуга первоначально происходило под давлением
государственных указов и в противовес национальным традициям. Дворянин являлся
проводником этой культуры и актером, лицедеем этого театра. Свой досуг, будь то
праздник, бал, появление в театре или картежный поединок, он проигрывал как
актер на сцене, на виду у всего общества. Не случайно в XVIII веке интерес к
театру был огромным, театральное искусство доминировало над всеми остальными,
включало в себя их и даже подчиняло. Но главным была театрализация всей жизни
дворянина. Она проявлялась в частной жизни напоказ, в публичности досуга, в
котором сознательно демонстрировался костюм, манеры, поведение, важные умения и
способности. Вся эта демонстрация носила зрелищный характер, как в театре,
который стал лидером досуга и образцом для сценичности поведения дворянина, для
его игры в реальной жизни. В данном исследовании были выявлены факторы большой
популярности светского досуга в Москве. Благодаря сохранению в сознании
московского дворянства не только православных, но и языческих корней восприятие
западных форм досуга проходило здесь гораздо быстрее. Этому процессу также
способствовала известная «бытовая свобода» московского дворянства.
Фейерверки,
театральные представления, бальные танцы несли в себе
печать тех художественных стилей, которые существовали в данный
период развития бытовой культуры. От красочных барочных фейерверков,
зрелищных пантомимных театральных постановок, от
медленных и монотонных танцев в пышных нарядах постепенно
перешли к строгим архитектурным формам фейерверков,
к классическим балетам с естественными танцами, античной
драматургии, быстрым летающим вальсам. Но в первой половине античная
классика оказалась исчерпанной и уступила
место сначала романтизму,
а затем национальному стилю в бытовой культуре
и мироощущении. Это отразилось и на развитии музыки, театра,
танцевальной и зрелищной культуры.
Наряду
с публичными маскарадами, которые
сохраняли сословные перегородки, пышным цветом расцвели
и частные, где все участники были хорошо знакомы,
и интрига инкогнито ушла в прошлое. Большое значение
в театральной жизни московского дворянства сыграла война
1812 года. Дворяне приветствовали народные дивертисменты, водевили и
развитие национальной оперы. Балетное
искусство стало модой высшей аристократии, но во вкусах
зрителя постепенно одержал победу интерес к русскому
драматическому искусству.
Появились
зачатки домашнего музицирования и песенного искусства, которое
существовало главным образом в виде лирического канта и бытовой «книжной
песни». «Царство женщин» на русском престоле усиливало роль женщин в
танцевальной культуре, и они постепенно становились хозяйками бала. Расцвет
итальянской оперы и нарастание танцевальной культуры способствовали развитию
вокального и песенного искусства в дворянских домах московской знати.
Жилье среднего дворянина в городе
украсилось в начале XIX века персидскими коврами, картинами,
зеркалами в позолоченных рамах, дорогой мебелью из красного
дерева. В летнее время дворяне, сохранившие поместья, покидали
душные города. Деревенские помещичьи дома были однотипны и
представляли собой деревянную постройку с тремя- четырьмя
колоннами у парадного крыльца и треугольником
фронтона над ними. Зимой, обычно перед Рождеством, помещики
возвращались в город. Обозы в 15-20 подвод отправлялись
в города заранее и везли припасы: гусей, кур, свиные
окорока, вяленую рыбу, солонину, муку, крупу, масло.
Балы
и салоны в дворянских имениях, за исключением других развлечений, проводили
очень часто. При приеме гостей дворяне особенно проявляли свою преданность моде
и традициям. Одним из самых интересных салонных развлечений становилось
заполнение альбома хозяйки. В нем оставляли рисунки, стихи, слова восхищения
дамой. На приемах много общались, танцевали, играли в карточные игры,
выработалась целая система проведения подобных мероприятий. Традиционный
аксессуар дамы – веер играл важную роль, с его помощью она подвала молодым
людям знаки, не прибегая к словам, так, например, «резкое закрывание веера
означало, что человек ей не интересен»
В
первой половине XIX в. домашнее образование получило широкое распространение в
семьях провинциального дворянства и отражало благосостояние и культурный
уровень родителей. Дворянам вполне хватало средств и возможностей для
обеспечения своим детям всех условий для получения хорошего воспитания и
образования. Домашнее образование позволяло молодым дворянам без особого труда
поступать в различные военные и учебные заведения, т.к. за время обучения они
осваивали по несколько языков, разбирались в новомодных философских течениях и
узнавали, как себя вести в любых ситуациях. Несмотря на нововведения, в жизни и
быту провинциальной дворянской семьи оставалось много старых ценностей. Так,
как и прежде, забота о будущем дворянина начиналась еще до его рождения. Мать
ребенка ограждали от светской суеты, от волнений, она много отдыхала, гуляла по
саду имения, читала и занималась рукоделием, а все ее мысли должны были быть
только о ребенке. Рождение и воспитание детей являлось основным долгом молодой
девушки. Отец выбирал для ребенка род занятий, записывал его на военную службу
в солдаты, чтобы ко времени его взросления молодой дворянин имел военное
звание. Воспитание девочек полностью ложилось на плечи матери, нянек и
гувернанток. С малолетнего возраста родители начинали заниматься воспитанием и
образованием ребенка.
Отец
и мать приучали детей к семейным традиция, например, к регулярному совместному
принятию пищи за общим столом. Не редко первыми наставниками для детей были
сами родители, «учили детей писать, словами и примерами образовывали сердце»
Таким
образом, провинциальная дворянская усадьба первой половины XIX в. была
прекрасным местом для воспитания и образования достойных дворян, блестящих
представителей «золотой молодежи». Новые западные веяния повлияли в основном на
такие стороны жизни провинциального дворянства как изменения в обустройстве
усадьбы, стиля одежды, манер общения, поведения, в то время как вечные семейные
ценности, домашние обряды, праздники, менталитет сохранили в основном
древнерусские традиции.
Первая половина XIX века -
время поисков «европейских» альтернатив дедовским
нравам. Не всегда они были успешными. Переплетение «европеизма»
и привычных представлений придавало дворянскому быту черты яркого
своеобразия и привлекательности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий