1 декабря 2016 г.

Быт и нравы русского дворянства в первой половине XIX века

XIX век… Каждый из нас хотя бы раз мечтает побывать в этом времени. Золотой век русской истории, русской культуры и русской литературы.
Балы, красавицы, лакеи, юнкера
И вальсы Шуберта, и вкус французской булки…
Русские дворяне… Как они жили, как любили? О чем думали, мечтали, к чему стремились?

Говоря о нраве и быте русского дворянства в первой половине 19 века, нельзя не отметить ту разницу, которая существовала между петербургским, московским и провинциальным дворянством.

Принадлежность человека к дворянской культуре всегда обязывала к определенным правилам поведения, нормам, принципам чести и даже к особому стилю одежды. В первой половине XIX в. в дворянской среде наметился новый этап культурного развития. На смену сложенным годами традициям стали приходить новые, поступившие с Запада веяния моды, идеи европейского Просвещения. Настало время поисков «европейских» альтернатив дедовским нравам . Между делами, охотой, устраивали приемы и балы, заниматься воспитанием детей нанимали гувернеров. Планировка дома не отличалась особой оригинальностью. В усадебном доме помимо непременного наличия спален, гостиной, кухни, кладовых, стали появляться библиотеки. Библиотеки собирались годами, в них были произведения разного жанра от книг по архитектуре и приключенческих романов до Вольтера и Августа Лафонтена, также в моду вошли «Записки о воспитании», которые писали отцы для своих детей 2 . На такой литературе было воспитано несколько поколений молодых дворян, книги перечитывались по несколько раз всей семьей.
Для дворянина практически все время, свободное от служебных дел, превращалось в досуг. Имея такой неограниченный досуг, первое сословие располагало наиболее благоприятными условиями для трансформации и пересмотра не только всех прежних его форм, но и радикального изменения соотношения между государственной и частной жизнью в пользу последней. Досуг с XVIII века приобретал статус, которого ранее никогда не имел. Этот процесс шел параллельно с утверждением светского характера всей культуры и постепенного вытеснения (но не уничтожения) сакральных ценностей мирскими. Досуг приобретал все большую очевидную ценность для дворянина по мере утверждения светской культуры. Основные формы этого досуга были изначально в XVIII веке заимствованы, а затем в XIХ веке переведены на язык собственной отечественной культуры. Заимствование западноевропейских форм досуга первоначально происходило под давлением государственных указов и в противовес национальным традициям. Дворянин являлся проводником этой культуры и актером, лицедеем этого театра. Свой досуг, будь то праздник, бал, появление в театре или картежный поединок, он проигрывал как актер на сцене, на виду у всего общества. Не случайно в XVIII веке интерес к театру был огромным, театральное искусство доминировало над всеми остальными, включало в себя их и даже подчиняло. Но главным была театрализация всей жизни дворянина. Она проявлялась в частной жизни напоказ, в публичности досуга, в котором сознательно демонстрировался костюм, манеры, поведение, важные умения и способности. Вся эта демонстрация носила зрелищный характер, как в театре, который стал лидером досуга и образцом для сценичности поведения дворянина, для его игры в реальной жизни. В данном исследовании были выявлены факторы большой популярности светского досуга в Москве. Благодаря сохранению в сознании московского дворянства не только православных, но и языческих корней восприятие западных форм досуга проходило здесь гораздо быстрее. Этому процессу также способствовала известная «бытовая свобода» московского дворянства.
Фейерверки, театральные представления, бальные  танцы несли в себе печать тех  художественных стилей, которые существовали в данный период развития бытовой  культуры. От красочных барочных фейерверков, зрелищных пантомимных театральных  постановок, от медленных и монотонных танцев в пышных нарядах постепенно перешли к строгим архитектурным  формам фейерверков, к классическим балетам с естественными танцами, античной драматургии, быстрым летающим вальсам. Но в первой половине античная классика оказалась исчерпанной  и уступила место сначала романтизму, а затем национальному стилю  в бытовой культуре и мироощущении. Это отразилось и на развитии музыки, театра, танцевальной и зрелищной  культуры.
     Наряду  с публичными маскарадами, которые  сохраняли сословные перегородки, пышным цветом расцвели и частные, где  все участники были хорошо знакомы, и интрига инкогнито ушла в  прошлое. Большое значение в театральной  жизни московского дворянства сыграла  война 1812 года. Дворяне приветствовали народные дивертисменты, водевили и  развитие национальной оперы. Балетное искусство стало модой высшей аристократии, но во вкусах зрителя  постепенно одержал победу интерес  к русскому драматическому искусству.
     Появились зачатки домашнего музицирования и песенного искусства, которое существовало главным образом в виде лирического канта и бытовой «книжной песни». «Царство женщин» на русском престоле усиливало роль женщин в танцевальной культуре, и они постепенно становились хозяйками бала. Расцвет итальянской оперы и нарастание танцевальной культуры способствовали развитию вокального и песенного искусства в дворянских домах московской знати. 
Жилье среднего дворянина в городе украсилось в начале XIX века персидскими коврами, картинами, зеркалами в позолоченных рамах, дорогой мебелью из красного дерева. В летнее время дворяне, сохранившие  поместья, покидали душные города. Деревенские  помещичьи дома были однотипны и  представляли собой деревянную постройку  с тремя- четырьмя колоннами у  парадного крыльца и треугольником  фронтона над ними. Зимой, обычно перед  Рождеством, помещики возвращались в  город. Обозы в 15-20 подвод отправлялись в города заранее и везли припасы: гусей, кур, свиные окорока, вяленую  рыбу, солонину, муку, крупу, масло.
Балы и салоны в дворянских имениях, за исключением других развлечений, проводили очень часто. При приеме гостей дворяне особенно проявляли свою преданность моде и традициям. Одним из самых интересных салонных развлечений становилось заполнение альбома хозяйки. В нем оставляли рисунки, стихи, слова восхищения дамой. На приемах много общались, танцевали, играли в карточные игры, выработалась целая система проведения подобных мероприятий. Традиционный аксессуар дамы – веер играл важную роль, с его помощью она подвала молодым людям знаки, не прибегая к словам, так, например, «резкое закрывание веера означало, что человек ей не интересен»
В первой половине XIX в. домашнее образование получило широкое распространение в семьях провинциального дворянства и отражало благосостояние и культурный уровень родителей. Дворянам вполне хватало средств и возможностей для обеспечения своим детям всех условий для получения хорошего воспитания и образования. Домашнее образование позволяло молодым дворянам без особого труда поступать в различные военные и учебные заведения, т.к. за время обучения они осваивали по несколько языков, разбирались в новомодных философских течениях и узнавали, как себя вести в любых ситуациях. Несмотря на нововведения, в жизни и быту провинциальной дворянской семьи оставалось много старых ценностей. Так, как и прежде, забота о будущем дворянина начиналась еще до его рождения. Мать ребенка ограждали от светской суеты, от волнений, она много отдыхала, гуляла по саду имения, читала и занималась рукоделием, а все ее мысли должны были быть только о ребенке. Рождение и воспитание детей являлось основным долгом молодой девушки. Отец выбирал для ребенка род занятий, записывал его на военную службу в солдаты, чтобы ко времени его взросления молодой дворянин имел военное звание. Воспитание девочек полностью ложилось на плечи матери, нянек и гувернанток. С малолетнего возраста родители начинали заниматься воспитанием и образованием ребенка.
Отец и мать приучали детей к семейным традиция, например, к регулярному совместному принятию пищи за общим столом. Не редко первыми наставниками для детей были сами родители, «учили детей писать, словами и примерами образовывали сердце»
Таким образом, провинциальная дворянская усадьба первой половины XIX в. была прекрасным местом для воспитания и образования достойных дворян, блестящих представителей «золотой молодежи». Новые западные веяния повлияли в основном на такие стороны жизни провинциального дворянства как изменения в обустройстве усадьбы, стиля одежды, манер общения, поведения, в то время как вечные семейные ценности, домашние обряды, праздники, менталитет сохранили в основном древнерусские традиции.
Первая  половина XIX века - время поисков  «европейских» альтернатив дедовским  нравам. Не всегда они были успешными. Переплетение «европеизма» и привычных  представлений придавало дворянскому быту черты яркого своеобразия и  привлекательности. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий